Содержание курсовой работы «Проектирование железнодорожной линии»
21 мая, 2014 года.
Современная железнодорожная сеть страны является отраслью экономики с высокоразвитой инфраструктурой, в состав которой входят различные производственные, служебные и жилые здания вплоть до самой маленькой станции, искусственные сооружения, устройства электроснабжения и электрификации, связи и СЦБ и т.д. Помимо этого в инфраструктуру также включаются предприятия локомотивного и вагонного хозяйства и другие различные структуры.
Но первоосновой всей сети являются непосредственно железнодорожные линии и их участки, поэтому в перечень прорабатываемых вопросов задания курсового проекта «Проектирование железнодорожные линии» включаются только вопросы по разработке плана и продольного профиля трассы. План трассы собой представляет его проекцию на горизонтальную поверхность, продольный профиль трассы – вертикальный разрез (виртуальный) рельефа по оси трассы.
Основной вопрос задания – разработать проект ж.д. линии от пункта А (станция на действующей ж.д. линии) до населенного пункта Б, район строительства мало освоенный, расстояние между которыми по прямой линии – 200 км. Категория линии П, с развитием в ближайшей перспективе до категории 1, поэтому нормы проектирования устанавливаются более жесткие — руководящий уклон – не более 18 тысячных, минимальный радиус кривых – не менее 1800 м. Курсовое проектирование выполнить на карте масштаба 1:250 000.
Укладка трассы ж.д. линии является сложным творческим процессом – с одной стороны желательно, чтобы трасса была как можно короче, в результате чего в дальнейшем эксплуатационные расходы будут наименьшими, если выбрать трассу с минимальными строительными объемами и как следствие затратами, то эксплуатационные расходы могут оказаться максимальными. Поэтому любой проектировщик старается найти ту золотую середину и оптимальный вариант прокладки трассы, при котором и строительные и эксплуатационные расходы будут максимально сбалансированы. Из школьного курса математики мы знаем, что кратчайшее расстояние между двумя точками является прямая линия, но случаи прокладки трассы между двумя пунктами по прямой крайне редки и лишь в исключительных случаях.
Проектирование трассы ж.д. линии по прямой возможны лишь на равнинных участках, в реальность же план трассы представляет собой ломанную линию с многочисленными углами поворота. Основной принцип оптимизирования трассирования ж.д. линии заключается в следующем. Предположим, что горизонтали на карте проведены через 25 метров, это означает, что минимальные объемы будущих строительных работ будут достигнуты при варианте проектирования трассы с руководящим уклоном. Заданный уклон будет выдержан при расстоянии между горизонталями пропорциональной высотам горизонталей, в данном случае при горизонтальном заложении в 3500 метров, в масштабе карты – 1,4 см.
Далее, раствором измерителя в 1,4 см необходимо делать засечки на соседних горизонталях. Если при данном растворе измеритель не достигает верхней горизонтали, а находится внутри между горизонталями, то в данном случае имеет место свободный ход трассы, другими словами трассу можно проводить в сторону пункта Б в любом направлении. При наличии засечек на верхних горизонталях трасса в приближенном варианте прокладывается по этим засечкам, получая ее ломаную линию, для последующей оптимизации и построения продольного профиля линии. В настоящее время большинство курсовых работ выполняются с максимальным использованием компьютерных технологий, что не только упрощает процесс и сокращает время работы, но и способствует значительному повышению ее качества.